среда, 23 мая 2012 г.

Туфельки эльфов / Elf Shoes

                                                 Вот – Аквилегия. В простонародье орлик.
                                                 Когда-то по преданьям древних кельтов
                                                 В традициях языческих символик
                                                 Их называли туфельками эльфов
.
                                                                                                                  
Ольберт


В весеннем цветочном хит-параде я не упомянула об одном чудесном цветке - водосборе. Поэтому решила посвятить ему отдельный пост. Он этого заслуживает)

Среди многолетников это одно из самых изящных и одухотворенных растений. Говорят, что оно известно в садовой культуре с 16 века. Ведь в старинной европейской живописи на библейские темы и позднее в натюрмортах аквилегия входила в число христианских символов. А малоизвестных растений в данных целях художники не использовали.

Так, ранний из известных цветочных натюрмортов Ганса Мемлинга (1490 г.) выполняет роль прославления Богоматери: "В белом керамическом сосуде с монограммой Христа в лучах помещены растения, традиционно входящие в ряд символов Марии: кроме лилий-знака чистоты Богоматери и Христа здесь присутствуют ирисы, символ Небесного царства и скорбей Богоматери, и водосбор, символизирующий Мадонну и призыв Христа к воплощению." Также аквилегия нередко служила символом добродетели.


Научное название водосбора Aquilegia (Аквилегия) произошло от двух латинских слов aqua-"вода" и  lego-"собирать".Изогнутые шпорцы цветков напоминают сосуды. Однако они чаще всего перевернуты отверстием вниз, и вода в них, как правило, не скапливается. Поэтому некоторые специалисты считают, что название растения произошло от слова aquila -"орел", намекая на сходство цветка аквилегии с когтями хищной птицы. Вероятно поэтому в некоторых областях России этот нежный цветок именуют орликом.

Французы называют водосбор травой сварливой бабы. О появлении этого шутливого народного названия повествует старинная французская сказка, в которой рассказывается о том, как находчивый крестьянин отучил свою сварливую жену браниться. Как только та начинила ругаться, он заставлял её набирать в рот отвар из водосбора. Так постепенно ворчливая женушка избавилась от привычки "пилить" мужа:)

В Англии и США этот цветок известен как colombine "голубка". Перевернутый цветок и правда похож на голубку.

Но больше всего мне нравится как его называли древние германцы - туфельки эльфов:) В мифологии кельтских племен эльфы-лесные человечки, олицетворяющие духов природных стихий.

В настоящее время существует более 120 видов аквилегии, четверть из которых используется в декоративном садоводстве. Вот здесь можно посмотреть виды и сорта аквилегии и почитать как за ними ухаживать, а я пока покажу какие туфельки эльфов растут в моем саду:)

Самой первой у меня появилась Аквилегия вееровидная (Aquilegia flabellata "Ministar")  , которую я вырастила из семян как и все остальные. Она маленькая, примерно 20 см в высоту, но очень обильно цветет и цветочки у неё довольно крупные для её небольшого роста. Её можно  сажать не только в открытый грунт, но и в горшки.
Первое время я не срезала семенные коробочки  и она у меня размножилась самосевом. Мне оставалось только пересадить весной маленькие сеянцы туда, куда мне было нужно, что я и сделала) 

Среди потомков моей первой аквилегии оказалась вот такая высокая около 80см и темно-синяя в отличии от миниатюрного сине-белого родителя аквилегия. Я отвела ей место побольше и холю её и лелею так же как и миниатюрки)))

Два года назад я посеяла на рассаду сразу  три сорта аквилегии.

Дружнее всех взошли "Маленькие фонарики" (Aquilegia Canadensis "Little Lanterns") Её небольшие цветки со шпорцами на многочисленных тонких веточках, насыщенно красного цвета, действительно напоминают фонарики, а длинные золотистые тычинки вечером освещают тенистый уголок сада)

У аквилегии "Винки" (Aquilegia vulgaris) нарядные цветки синего и розового цвета необычайны тем, что смотрят вверх, а не поникают как у других сортов. Настоящий водосбор))) Её тоже можно выращивать в горшечной культуре, её высота  около 35 см.


И моя любимая иностранка из Великобритании - аквилегия "Пинк Петтикоут" (Aquilegia vulgaris "Petticoat Pink") с прелестными полумахровыми цветками нежно-розового цвета высотой около 60 см    с комфортом обосновалась у меня в саду и по-моему неплохо себя чувствует:)

Прелестный водосбор не только прост в выращивании и уходе, но и хорошо стоит в срезке. Стебли берут на букеты, когда распустится 3-5 цветков (большая часть бутонов распускается в воде).  Естественно я не удержалась, составила букетик. Но покажу его в следующем посту. А пока взгляните, что можно сделать из семенных коробочек водосбора, которые тоже очень декоративны:)

Продолжение следует...


8 комментариев:

  1. Красота!!!!!
    Спасибо огромное за пост!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Юля, прелестный пост)) А у меня нет таких цветов, почему то равнодушна к ним, но вот , сейчас хочу!!! Так что беру лопату и еду к тебе!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Юлия, спасибо! Какая же красота! Мне они очень нравятся, но у меня пока их нет. Вчера была в Ясной и там фотографировала их в лесу :)
    Мне очень понравились все твои сорта, забавная англичанка, как юная леди в кАпоре, не находишь? :))

    ОтветитьУдалить
  4. С удовольствием полюбовалась цветами, я тоже поклонник аквилегии.Вырастила из семян куст с желто-розовыми цветами.А еще у водосбора очень красивые кружевные листья и кустик всегда выглядит аккуратно.

    ОтветитьУдалить
  5. ой-а я думала одна я цветовод:)!Я тоже винки выращивала из семян-у меня розовая и фиолетовая были-фиолетовая быстро пропала а розовая жива и "размножается" очень бодро...Винки еще лимонно-желтая есть:)со мной соседка поделилась-у нее из пакетика "смесь" выросла только желтая...а классические(с поникшими головками) у меня разных цветов(белая,темно-фиолетовая и тд)Очень "благодарный" многолетник-и декоративен в течение всего сезона и несложен в уходе(я практически не ухаживаю).Вообще то я долго его только туфельками эльфов и называла про водосбор и аквилегию позже прочитала:)...

    ОтветитьУдалить
  6. Очень и очень интересно и необычайно красиво!!! у меня нет сада, но я теперь буду хотеть её летом на балконе в горшочке :) а пока любуюсь в дикой природу у бабушки, там она бывает розовой, белой и фиолетовой :) а оказывается ещё сколько сортов есть! :)

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, девочки!!!

    Лена, рада, что понравилось)

    Люда, ОК, жду, лопату можешь не брать, у меня есть:))))

    Гала,ага и правда похожа:)

    Таня, листики и компактный кустик тоже мне очень симпатичны, можно сказать, что у водосбора недостатков нет, только достоинства))

    Lu, Люда, разглядела на пакетике семян на заднем плане желтую винки, теперь и её хочу)))

    Tinkuzza Тинкуца, Катя, сортов сейчас очень много, у меня лично глаза разбегаются:) но я всё миниатюрки выискиваю, люблю их. И в горшочках они классно смотрятся)))

    ОтветитьУдалить
  8. С удовольствием прочитала о Туфельке Эльфов. Очень красивый цветок. Много чего интересного про него узнала. Спасибо!

    ОтветитьУдалить